Творчество Эдгара Дега

Когда мы слышим «Эдгар Дега», тут же вспоминаем голубенькие «перышки» его воздушных танцовщиц. Но творчество Дега гораздо шире, сложнее и интереснее.

Маленькая танцовщица

Скульптура «Маленькая танцовщица», созданная Эдгаром Дега, в 2009 г. была продана на аукционе «Сотбис» в Лондоне за 19,2 млн долларов. На самом же деле она бесценна.

Маленькая танцовщица четырнадцати лет. Эдгар Дега. 1881 г.
Маленькая танцовщица четырнадцати лет. Эдгар Дега. 1881 г.

Динамичный силуэт, сложная фактура бронзовой поверхности, напоминающая импрессионистический мазок краски, оригинальные цветовые и фактурные дополнения в виде ткани, покрытой воском, — все работает на создание дерзкого, мощного, напряженно-отстраненного и трогательно-вызывающего образа. И вот этот самый образ и является бесценным — бесценным по силе эмоционального воздействия на зрителя.

Выставленная впервые, она спровоцировала скандал. Впрочем, подобного рода скандалы прежде вызывали работы Эдуара Мане, друга Дега, — дерзкая «Олимпия» и красноречивый «Завтрак на траве». Нервничать критикам было от чего, и не только их собственные грешки были тому виной. Произвел сильное впечатление непривычный материал — «Маленькая танцовщица» была восковой (Дега не отливал свои работы в бронзе, по его моделям это сделали наследники). Настоящий корсет, лента, юбка, также покрытые воском, пугали чувствительного обывателя. Усиливал впечатление размер — чуть меньше человеческого роста: не игрушечная кукла, но и не восковая фигура. И все ее выражение: дерзко вздернутый носик, демонстративно выставленная ножка, напряженность позы — все воплощает вызов.

Маленькая танцовщица четырнадцати лет. Эдгар Дега. 1881 г.
Маленькая танцовщица четырнадцати лет. Эдгар Дега. 1881 г.

Прикрытые веками глаза и сведенные руки напоминают о том, что маленькая танцовщица просто разогревает мышцы. Сейчас она разведет руки и взлетит в танце. Внутри у «Маленькой танцовщицы» не просто проволочный каркас, а старые кисти самого Дега. Она-то взлетит. А что внутри у нас? В фильме «Господин оформитель» (1988 г., реж. Олег Тепцов) вылепленные из воска фигурки обретали свою, пусть даже зловещую, жизнь, вызывая яростную гордость создателя-скульптора, сравнявшегося-таки с Творцом. Эдгару Дега удалось большее: он воплотил в материале Мысль, сложную, неоднозначную, противоречивую и динамичную.

Манящий мир скачек

Изображения скачек в исполнении Дега менее популярны, нежели очаровательные «балетные школы». Однако в них заметнее то, что Дега вкладывал и в изображения своих танцовщиц: в первую очередь его интересовало движение. Резкие ракурсы, сложные развороты, яркие свежие цвета, строго выверенные композиционные решения, только кажущиеся случайными, — все это придает «скачкам» Дега не меньшее очарование, чем его «танцовщицам».

На скачках. Эдгар Дега. Между 1877 и 1880 гг.
На скачках. Эдгар Дега. Между 1877 и 1880 гг.

Дега — портретист

Дега был также мастером живописного портрета. Причем его не смущал выбор манеры исполнения — ее диктовала натура. Так, роскошно академичен, осыпан богатыми оттенками бархатно-коричневых и оливково-зеленых тонов портрет деда художника — Илера Рене де Га, аристократа, банкира, умного, жесткого, мужественного человека. Его фигура часто появляется на полотнах Дега. Достоинство, строгость и сдержанное расположение излучает этот портрет.

Портрет Ияера Рене де Га. Эдгар Дега. 1857 г.
Портрет Ияера Рене де Га. Эдгар Дега. 1857 г.

Дега — символист

Еще менее известен Дега как символист. Однако практически все популярные в те годы художественные тенденции так или иначе были им опробованы. И не только, не просто опробованы, но и доведены до состояния максимальной выразительности, что было присуще характеру Дега. Поиски в области символизма были не слишком близки художнику, отличавшемуся необычайным здравым смыслом. Но прихотливая линеарная составляющая этого художественного течения, его насыщенная колористическая лаконичность удивительным образом напоминали Эдгару Дега полотна кумира — великого Энгра — на мифологические темы. Обратимся к картине «Молодая женщина с ибисами». Скульптурность форм, струящиеся складки драпировки, веер тонких пальчиков (излюбленный прием Энгра-портретиста) и яркие вспышки алого (находка самого Дега) в условно набросанных широкими мазками мистических птицах создают более чем неоднозначное впечатление.

Молодая женщина с ибисами. Эдгар Дега. 1860— 1862 гг.
Молодая женщина с ибисами. Эдгар Дега. 1860—1862 гг.

Гений будущего

Но, пожалуй, самую большую загадку представляет собой Дега-пейзажист. Дега в пейзажах будто уступал величию природы, оставляя на время характерную динамичную ломкую линеарность. Спокойствие, гармоничная величавость, неторопливое дыхание вечности — кто бы мог представить, что эти образы будут близки Эдгару Дега, писавшему трепещущие пачки и разгоряченных скачкой лошадей? Один из коллег отозвался о Дега, заметив, что если бы тот ушел из жизни в пятьдесят лет, то остался бы в истории искусства просто хорошим художником. Эдгар Дега превзошел все ожидания. Но постижение его творчества в полной мере — дело следующих поколений.

Пляж во время отлива. Эдгар Дега. Около 1886—1870 гг.
Пляж во время отлива. Эдгар Дега. Около 1886—1870 гг.

Тайный смысл натюрморта

О насыщенном по цвету и сдержанном по композиции «Натюрморте с ящерицей» можно сказать, что это изображение похоже на послание для тех, кто знает, о чем речь. Жаль, что мы не в числе посвященных.

Натюрморт с ящерицей. Эдгар Дега. 1858—1860 гг.
Натюрморт с ящерицей. Эдгар Дега. 1858—1860 гг.