Реализм: многообразие жизни

Изображать идеальные предметы или явления приятно и безопасно. Но художнику приходится жить не только в мире своих фантазий. Реальные события волнуют его порой куда сильнее приключений богов Олимпа, даже если за изображения небожителей неплохо платят. И начинается реализм.

Жильцы многоэтажки. Джордж Беллоуз. 1913 г.
Жильцы многоэтажки. Джордж Беллоуз. 1913 г.

Курбе считают первым

Реалистами величают себя художники, которые искренне стараются перенести на полотна явления действительности в максимально не приукрашенном, не сглаженном, не улучшенном виде.

Термин «реализм» как название художественного направления придумал Ж. Шанфлёри, литературный критик, искавший определение третьей «силе», не принимавшей участия в дискуссиях между сторонниками романтизма и академизма.

«Здравствуйте, господин Курбе!» — с этой светлой незатейливой картины-приветствия и началась в первое время робкая, а позже победная поступь реализма.

«Здравствуйте, господин Курбе!». Гюстав Курбе. 1854 г.
«Здравствуйте, господин Курбе!». Гюстав Курбе. 1854 г.

Незатейливая сценка, смещенный центр композиции, светлые воздушные тона, повышенный горизонт — прием, возвеличивающий, и кого же? Художника с приятелями? Нет, миг реальности, обретающий в работах Курбе особую значимость. К сожалению, светлого ощущения художнику надолго не хватило, и его картина «Похороны в Орнане», выполненная в землисто-серых тонах, открыла одно из ответвлений реализма, которое позже назовут критическим.

И это всё реализмы

Художественных течений, в названиях которых присутствовало слово «реализм», было несколько. Упомянем социальный реализм американцев 1920— 1930 гг., сторонники которого изображали сцены времен Великой депрессии, а еще социалистический реализм СССР, использовавший монументальные формы античности, разбавив их скуластостью простонародных типажей и сменив тоги на комбинезоны рабочего класса. Сюда же сюрреализм, переносивший на полотно реальность бессознательного.

Пейзаж с пастушкой и овцами. Антон Мауве. 1870—1888 гг.
Пейзаж с пастушкой и овцами. Антон Мауве. 1870—1888 гг.

Противоречивая натура

Второе ответвление реализма будет стремиться к максимальной схожести с предметом изображения — его назовут натурализмом. И придумают анекдот о том же Курбе, который, нарисовав дуб, показал картину крестьянину. Тот удивился: «Точно такой же, как настоящий? Зачем? Ведь он никогда не даст желудей». В уста крестьянина ценители искусства вложили основную претензию к реализму: стремление к мимезису — подражанию — заслоняло в нем порой даже здравый смысл. Ведь изображение дуба должно приносить другие, духовные «плоды». Когда картина выглядит как живая, это отдает фокусом и ремесленничеством, тогда и название для нее имеется соответствующее — обманка.

Но художники-реалисты меньше всего хотели, кого бы то ни было обманывать. Напротив, они стремились обличать, вскрывать язвы жизни, вызывать своими картинами протест против несправедливости и стремление устранить очередной возмутительный, безобразный факт.

Всё реально

Наиболее прагматично настроенные искусствоведы утверждают: любое высокое искусство реалистично. Ведь в облике Зевса предстает красивый властный мужчина, а гнома легко срисовать с крепкого сердитого невысокого шахтера. Человеческая фантазия пока не в состоянии постичь картину мира, а уж о том, чтобы преодолеть ее границы, и речи не идет. Но деление искусства на идеалистическое и реалистическое, тем не менее, имеет место и более чем достойно рассмотрения.

Шпион. Альфонс де Невиль. 1880 г.
Шпион. Альфонс де Невиль. 1880 г.

Безжалостный римский резец

Что может быть реалистичнее античного римского скульптурного портрета? (Даже современная фотография запечатлевает черты с меньшей жестокостью.) Однако скульптор ловит лишь часть реальности, ее краткое мгновение.