Пять композиторов «Могучей кучки»

Творческое содружество русских композиторов, сложившееся в 1850—1860-х гг., известно также под названиями «Новая русская музыкальная школа», Балакиревский кружок. В состав «Могучей кучки» входили М. А. Балакирев (глава и руководитель), А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков.

М. А. Балакирев
М. А. Балакирев

Творческая программа «Могучей кучки» сложилась под влиянием демократической идеологии 1860-х гг., в особенности взглядов художественного критика В. В. Стасова, который дал кружку само наименование — «Могучая кучка». Будучи наследниками и продолжателями традиций М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского, композиторы «Могучей кучки» искали вместе с тем новые формы для воплощения тем и образов из отечественной истории и современности, стремились приблизить музыку к насущным передовым запросам жизни. В операх Мусоргского («Борис Годунов» и «Хованщина»), Бородина («Князь Игорь»), Римского-Корсакова («Псковитянка» и др.) отражены страницы русской истории, передана стихийная мощь народных движений, воплощены патриотические и социально-критические идеи. Образы народного быта, сказки и эпоса занимают большое место и в симфонических произведениях, носящих большей частью программный характер, и в камерном вокальном творчестве композиторов «Могучей кучки». Члены содружества высоко ценили народную песню, которая была одной из важнейших основ музыкального языка их сочинений.

«Могучая кучка» как сплоченная группа перестала существовать в середине 1870-х гг., но ее идеи и творческие принципы плодотворно воздействовали на дальнейшее развитие русской музыки и формирование различных национальных школ.

А. П. Бородин
А. П. Бородин
Ц. А. Кюи
Ц. А. Кюи
М. П. Мусоргский
М. П. Мусоргский
Н. А. Римский-Корсаков
Н. А. Римский-Корсаков