Натюрморт: тихая жизнь

Мир вещей, которые нас окружают, ведет свою тихую, незаметную жизнь. Сохранить в памяти, остановить на полотне ее мгновения — значит написать натюрморт.

Цветочный натюрморт. Амброзиус Босхарт Старший. 1614 г.
Цветочный натюрморт. Амброзиус Босхарт Старший. 1614 г.

Внимание и вещи

Судя по описаниям современников, древнегреческая живопись знала натюрморт. Так, живые птицы слетались клевать нарисованный виноград на натюрморте-обманке великого Зевксиса. Римские живописцы, следуя за греками, рисовали на все темы, включая натюрморт, о чем свидетельствуют помпеянские росписи. На мозаиках чаши с вином, фрукты на подставках, мусор и объедки — римляне знали толк в обладании и любовании предметом.

Особое место отводилось натюрморту в христианском искусстве. Что ни чаша, то символ, что ни рыба, то знак, что ни гроздь винограда — то образ. Тем не менее, предмет потихоньку возвращает основное, не символическое значение. Сначала как красноречивая деталь сюжетного изображения: чаша, хлеб и запеченная голова теленка — символ жертвы Христа — на столе в «Троице», букет лилий в вазе — знак непорочности Марии. Но уже для Брейгеля Цветочного, одного из представителей славного семейства талантливых живописцев, изображение Мадонны — еще и повод, чтобы уставить основное пространство картины букетами цветов.

Благая тишина

Особенно интенсивные поиски в области натюрморта вели голландские художники. Интерьеры в покоях Марии с Младенцем на картине Робера Кампена сияют чистотой — символ чистоты духа. До блеска начищен медный таз — символ крещения. Над ним идеально отглаженное полотенце, на столе раскрытая книга, дымок свечи вьется в приоткрытое окно — и каждая вещь нарисована с таким тщанием, что до «полноценного» натюрморта осталось, что называется, «пять минут».

Натюрморт. Франс Снейдерс. 1612—1613 гг.
Натюрморт. Франс Снейдерс. 1612—1613 гг.

Дружеское послание

Так называемые малые голландцы — представители особого направления в голландской живописи, писавшие картины небольших размеров на «не самые значительные» темы, — уделили натюрморту повышенное внимание. Их «завтраки», «букеты», «ученые натюрморты» полны дружеской усмешки и постоянного невидимого присутствия человека: кто-то только что толкнул бокал, срезал кожуру с лимона или надломил пирог — угощайся, друг! Можно сказать, что это своеобразные портреты-настроения или дружеские послания, выполненные в живописи без изображения человека.

Изобилие

Если припомнить цикл «Лавки» фламандца Снейдерса, ни о какой тишине и речи быть не может. Огромные полотна в полстены завалены дарами всех стихий. Трепещет и бьется рыба, щелкают клешнями омары, падает корзина с устрицами, которую столкнула пробегавшая мимо кошка. Судачат у входа продавец и покупательница — в этом блеске, трепете и шуме «тихую жизнь» узнать мудрено. Однако ж этот термин для обозначения натюрморта прижился. И к тому же не все изображения предметов и не во все времена вели себя так буйно, как в барочной Фландрии.

Ванитас. Пьер Франческо Читтадини. 1681 г.
Ванитас. Пьер Франческо Читтадини. 1681 г.

Глубинный смысл бытия

Итальянский Ранний Ренессанс, заигрывая с реминисценциями Средневековья, расставлял со вкусом выписанные натюрморты на передних планах исторических и религиозных композиций. Художники писали натюрморты на «неглавных» местах — обратных сторонах створок алтарей, мебельных дверцах и прикрытиях стенных ниш.

И только барокко, разочаровавшись в совершенстве самого человека, обратило внимание на творения его рук. Пора пришла: натюрморт отделился от сюжетной живописи, чтобы начать рассказывать собственные истории. В творчестве голландских и фламандских — а Нидерланды больше не едины — художников XVII в. предметы обретают голос. Они содержат либо скрытые аллегории — быстротечность всего земного перед лицом неотвратимой смерти (натюрморт с черепом, песочными часами или погашенной лампой — «ванитас»), либо напоминание о Страстях Христовых — розы, о Воскресении — небольшое комнатное распятие. Так постоянно используемые предметы обретают глубинный смысл.

Два названия

Пожалуй, французы были слишком категоричны, назвав цветы, фрукты, угасающую свечу жестким словом «натюрморт» — «мертвая природа». Деликатное голландское «стил лебен» — «тихая жизнь» — подходит к картинам этого жанра гораздо больше.