Импрессионизм: неопознанное впечатление

Импрессионизм можно не любить. Но не восхищаться его многокрасочной феерией невозможно. Попытка запечатлеть то, что заметил поверхностно скользящий взгляд, определенно заслуживала сломанных о ее воплощение копий.

Бар в Фоли-Бержер. Эдуар Мане. 1882 г.
Бар в Фоли-Бержер. Эдуар Мане. 1882 г.

Сложный, как сама жизнь

Задумаемся о творческом пути будущих импрессионистов. Художников тогда, в XIX в., как и сейчас порой, с детской рисовальной школы учили писать и рисовать по античным образцам, то есть гладко, мощно, целостно и старательно — одним словом, «правильно». Как могла им прийти в голову идея выставлять как законченные картины то, что в традиционной живописи называется, скорее, подготовительным этюдом к будущему полотну? Так, русский художник-классицист Александр Иванов, почти тридцать лет писавший в Италии картину «Явление Христа народу», создал к ней множество упоительных по цвету этюдов, в которых на выписанных трепетными мазками синевато-коричневых ветвях пиний полыхают оранжевые тени, а на оливковую кожу смуглого мальчишки-купальщика падают прозрачно-серые блики от бегущей холодной воды. Но само знаменитое полотно подобных «выступлений» против классической живописи не содержит — тема не позволяет. Отчего же импрессионистам пребывание в академии, мастерских старших товарищей, копирование великих полотен не помешали сделать удивительный шаг, коренным образом перевернувший судьбу живописи? Ответ: все это не только не помешало, но, напротив, подтолкнуло, вдохновило и заставило двигаться вперед — как переливается вода из переполненной чаши. Но происходит это именно в момент ее переполнения, не раньше.

И Мунк, и Моне

Перед нами одна из картин Мунка его парижского периода. Сравним ее со схожей по композиции и колориту работой апологета импрессионизма Клода Моне. Тот же срез балкона, такой же оживленный бульвар, созерцателем жизни которого является художник. Припомним также в порядке потока ассоциаций балконы из произведений Шекспира: когда на улице дерутся, а в доме пируют, все действительно значимое происходит на их границе. Безымянный герой с балкона Мунка готов перейти границу и окунуться в прописанное гибкими линиями, а не рассыпающимися мазками, как у Моне, сияющее красками движение жизни.

Бульвар Капуцинок в Париже. Клод Моне. 1873 г.
Бульвар Капуцинок в Париже. Клод Моне. 1873 г.

Из чего только сделаны

И живые по цвету и композиции этюды старших товарищей — классицистов, и буйство мазков на картинах романтика Эжена Делакруа, и свежая живопись британских коллег-живописцев Джона Констебла и Уильяма Тёрнера, и колористические поиски Рембрандта и Рубенса, полотна которых украшали картинные галереи и частные собрания, — все это и многое другое подвигло художников-импрессионистов на эксперименты с краской и композицией.

Древняя Италия — изгнание Овидия из Рима. Уильям Тёрнер. 1838 г.
Древняя Италия — изгнание Овидия из Рима. Уильям Тёрнер. 1838 г.

Даже Мунк не устоял

Мунка считают родоначальником экспрессионизма. Но не стоит ограничивать великого художника рамками одного стиля. В соответствии с веяниями времени он попробовал себя и в реализме, и в импрессионистических штудиях.

Улица Лафайет. Эдвард Мунк. 1891 г.
Улица Лафайет. Эдвард Мунк. 1891 г.

Во всех сферах

Как и прочие художественные течения, импрессионизм — явление, безусловно, комплексное: он нашел отражение и в чарующих звуках музыки Дебюсси, и в легкой свежести и чувственности литературы. Но живопись здесь царила бесспорно.