Абстракционизм: свобода воображения

Искусство познает окружающий мир рука об руку с наукой. Неудивительно, что научные открытия и социальные эксперименты начала XX в. не нашли отражения в традиционных формах искусства. Невыразимые идеи искали неизобразительных форм. Идею изображения неизобразимого подали и развили абстракционисты.

Духовность Кандинского

Уже более ста лет прошло с момента, когда в Германии в 1910 г. Василий Кандинский создал первую композицию, признанную абстрактной. А в 1911 г. в Мюнхене была опубликована его книга «О духовном в искусстве», где он разделял изображение подлинно духовного, внутренней необходимости и навязываемую традицией внешнюю суету жизни. Изучение теософских и антропософских трудов Р. Штайнера и Е. Блаватской, популярных в начале XX в., подвигло его к дальнейшим рассуждениям на эти темы: обязанность художника — фиксировать закономерности развития мироздания, сокрытые за внешними суетными явлениями жизни.

Эти закономерности настолько глобальны, что выразить их можно через соотношение абстрактных форм (геометрические фигуры, цветовые пятна и линии).

Круги в круге. Василий Кандинский. 1923 г.
Круги в круге. Василий Кандинский. 1923 г.

«Про что» или «как»

Латинское abstractio — «удаление», «отвлечение» — свидетельствует, что художники- абстракционисты были «страшно далеки» — но от чего? От реальности? От академических форм живописи? От коммерческого рынка — и то ненадолго? Это каждый зритель решает сам. Направление, отказавшееся от изображения узнаваемых фигур, за которыми стоит привычно угадываемое содержание, было не так уж и не право. Содержание — повествовательная часть — закрывает собой, а порой и заменяет профессиональные достоинства работы. И становится объектом идеологической спекуляции. Кто сегодня оценит художественные достоинства портрета, если это портрет Ленина?

Объединение абстракционистов

В первые десятилетия XX в. возникли и международные объединения абстракционистов, такие как «Круг и Квадрат», «Абстракция — Творчество». И каждое их заседание разворачивалось меморандумами, обращениями к миру, к жителям всего земного шара, предложениями отбросить устаревшие формы жизни и двигаться в будущее под флагом абстрактного искусства. Проекты объединения «Стиль» (Нидерланды), школы Баухауз (Германия), дизайнерские проекты Малевича, гигантские фантастические конструкции Татлина поражают воображение безграничностью полета творческой мысли и скудостью средств на их воплощение. Кажется, что абстракционисты черпают идеи и формы их воплощения из параллельного пространства.

Железнодорожный перекресток. Фернан Леже. 1919 г.
Железнодорожный перекресток. Фернан Леже. 1919 г.

Плодородная почва

Казалось бы, абстракция внешне однородна. Но в абстрактном искусстве выделились несколько основных направлений. Одним из них стало предпочтение геометрически правильных форм и фиксированных, «субстанциональных» изображений в работах Мондриана и Малевича. Лирические абстракции Кандинского и Купки отличали богатые оттенками синего и красного, свободные по выбору форм и компоновке линий динамичные работы.

Практичная современность

1960-е гг. принесли в абстракционизм увлечение оптическими иллюзиями (оп-арт), а также взаимодействие в одном произведении плоскостных и объемных частей. Из подвижной башни Татлина развилась кинетическая скульптура, использующая разные виды движения как дополнение художественного образа. Ценители «квадратов» и «композиций №6» доработали поиски абстракционистов пятидесятилетней давности и сформировали течение минимализма. И эти тенденции продолжают множиться, сплетаясь и меняя интонационные направленности.

В США на основе лирического абстракционизма сформировался абстрактный экспрессионизм, утративший четкие формальные построения, приобретя взамен динамику и эмоциональность творческого акта.