Промышленная революция

В XVIII—XIX вв. в западных странах происходила промышленная революция. Ее еще называют промышленным переворотом или Великой индустриальной революцией. Это был переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. Этот переворот создал индустриальную цивилизацию и сделал мир таким, каким мы его знаем.

Мануфактура — предприятие, где применяется ручной труд наемных рабочих и широко используется разделение труда. Фабрика — промышленное предприятие, которое основано на применении машин.

Изобретения, вызвавшие промышленный переворот

Для промышленного переворота решающими были два изобретения. Первое — паровая машина. Эти устройства для откачки воды из шахт появились еще в XVII — начале XVIII в., но в 1782 г. Джеймс Уатт изобрел универсальную машину двойного действия. Ее можно было использовать очень широко, а не только в шахтах, как раньше. В это же время Ричард Аркрайт изобрел прядильную машину и приспособил ее под паровой двигатель. Он создал первую фабрику, на которой эти машины успешно работали. Так паровой двигатель и прядильная машина послужили основой индустриального переворота.

Ричард Аркрайт (1732—1792)
Ричард Аркрайт (1732—1792), крупный английский текстильный промышленник, изобретатель, родоначальник промышленного способа производства
Первый пароход изобрел Роберт Фултон в 1807 г. Он совершал рейсы по реке Гудзон со скоростью 9 км/ч. К концу века появились океанские лайнеры.

Обратная сторона технического прогресса

Промышленный переворот сломал жизни множества людей. Ведь одна прядильная машина требовала только одного рабочего. А раньше для выполнения этой же работы требовалось 320 человек! Поэтому ремесленники и рабочие мануфактур оказались на улице. Каждая новая машина увеличивала безработицу. Неудивительно, что появились разрушители машин — луддиты. Но они не смогли остановить прогресс.

От карет к самолетам за один век

Паровая машина Уатта позволила изобрести пароход и паровоз. Паровоз был создан в 1814 г., а к 1830 г. протяженность железных дорог в мире составляла 300 км. Но их строительство продолжалось быстрыми темпами, и в 1917 г. длина железных дорог уже составила 1 146 000 км. К тому времени появились и автомобили, и самолеты. Все это произошло на протяжении одного столетия.

Паровая машина
Паровая машина - двигатель внешнего сгорания, преобразующий тепловую энергию пара в механическую энергию