В XVIII в. Российская империя столкнулась с проблемой доставки товаров в Новый Свет и Китай: их возили через всю страну по ужасным дорогам, что стоило немалых денег и сил, тогда как корабли Великобритании, Испании и Франции вовсю бороздили просторы Мирового океана. Пришла пора и России включиться во всеобщий процесс. При этом идею первого русского кругосветного путешествия предложил потомственный немец по фамилии Крузенштерн, рожденный на землях, которые ныне принадлежат Эстонии.
Император Александр I к предложению Крузенштерна отнесся с опаской, но все-таки одобрил. Для кругосветки в Великобритании за 17 тыс. фунтов стерлингов купили довольно подержанные, но еще крепкие корабли, которые нарекли «Надеждой» и «Невой». Командование первым поручили инициатору похода — Ивану Крузенштерну, а «Неву» передали его лучшему другу Юрию Лисянскому. Цель экспедиции была проста и прозрачна — исследовать устье реки Амур, найти удобные морские пути в Америку через Тихий океан и наладить торговые связи с Японией. В эту страну «Надежда» должна была доставить русского посла Николая Петровича Резанова.
Корабли покинули Кронштадт 7 августа 1803 г., а в середине ноября русский флаг впервые в истории взмыл над территорией Южного полушария. Это событие отметили роскошным салютом.
Уникальность и сложность русской кругосветки заключалась в том, что два корабля вместе прошли лишь небольшой участок пути, а после значительный отрезок преодолели порознь. С одной стороны, это вызвало дополнительные трудности, с другой — позволило посетить больше земель. Первый раз суда попали в шторм и случайно расстались у мыса Горн. Воссоединилась экспедиция лишь у Маркизских островов, которые необычайно поразили мореплавателей. Дальше корабли вместе дошли до Гавайев, а потом разошлись — на этот раз сознательно: «Нева» отправилась к берегам Аляски, а «Надежда» — на Камчатку и в Японию. Встретиться они планировали в Китае.
До берегов Камчатки «Надежда» пробиралась нехожеными путями. Мореходы тщательно все картографировали. В Петропавловске команда взяла на борт караул из нескольких офицеров и барабанщика и отправилась налаживать связи с Японией. Корабль прибыл в Нагасаки 26 сентября 1804 г. Японцы оказались холодны: они запретили покидать судно всем, кроме посла. Почти полгода путешественники ждали ответа императора. В итоге он заявил, что не желает торговать с Россией. Команда, конечно, расстроилась, но все же поход к японским берегам не был бесполезным: Крузенштерн подробно описал порт Нагасаки, составил карту глубин и уточнил положение острова Цусима.
«Нева» в это время обследовала Гавайи и подробно изучила Аляску. Корабли встретились в Макао, продали в Китае свои товары и отправились домой, но в Кронштадт вернулись порознь, с разницей в две недели. Суда потеряли друг друга у мыса Доброй Надежды. Лисянский опередил Крузенштерна, поскольку решился на отчаянный марш-бросок: он провел в океане 142 дня, не заходя в порты и не причаливая к берегу. Для того времени это был рекорд.