Афанасий Никитин. Хождение за три моря

«И я от многих бед пошёл в Индию»
Афанасий Никитин

Говоря современным я зыком, Афанасий Никитин типичный бэкпекер (от англ. backpack — «рюкзак»), то есть человек, путешествующий дикарем. Странствовал он всегда самостоятельно, без гроша за душой на протяжении всего маршрута. Ему приходилось искать выходы из нестандартных ситуаций, в спешке корректировать маршрут, приспосабливаясь к обстоятельствам, подрабатывать и жертвовать самым дорогим ради спасения собственной жизни.

Монумент Афанасию Никитину в Твери, Россия
Монумент Афанасию Никитину в Твери, Россия

Однако, несмотря на многочисленные сложности, каждый свой шаг Никитин фиксировал на бумаге и подробно рассказывал обо всем, что видел. Этот средневековый рукописный «блог» стал первым русским произведением, посвященным светскому, а не религиозному путешествию.

Воля случая

Афанасий Никитин, уроженец русской Твери, никогда не собирался в Индию. Он был обычным торговцем и заботился лишь о том, чтобы заработать: покупал меха, отвозил их в другие города, продавал и возвращался. Так было и в 1468 г.: Афанасий с другими купцами отправился вниз по Волге. Конечной целью торговцев был Дербент, но до него они так и не добрались. По пути странников ограбили вооруженные разбойники. У Никитина отобрали большую часть товара, который он купил на заемные деньги.

Теперь в Тверь возвращаться было нельзя: там Афанасия ожидали обозленные кредиторы, с которыми нечем было рассчитаться, — и он решил идти в Персию (современный Иран). Там купец продал то, что удалось спасти от грабителей, поправил свое материальное положение и приобрел хорошего коня. В Персии от других торговцев Афанасий услышал, что в неподалеку раскинувшейся Индии за одного породистого жеребца можно выручить целое состояние. Туда-то он и отправился.

Индийская земля

В сказочную страну Афанасий отплыл из города Ормуз, что у входа в Персидский залив, а затем пересек Аравийское море. Первым индийским городом на пути странника оказался Камбей (современный Бомбей). Местные жители никогда не видели европейцев, поэтому Никитина приняли как чудо. Толпы удивленных зевак ходили за ним все время. Возможно, в другом случае торговцу это и пошло бы на пользу, но только не там и не тогда. Слава о путешественнике распространилась очень быстро, и всем стало известно, что в индийский город прибыл иноверный русин.

Приезд Афанасия Никитина в Индию. Д. Н. Буторин и Б. М. Немтинов
Приезд Афанасия Никитина в Индию. Д. Н. Буторин и Б. М. Немтинов

Когда Афанасий привел своего жеребца на продажу одному из ханов, тот недолго думая отобрал лошадь и потребовал принять местную веру. Для Никитина это было немыслимо: он свято чтил христианские каноны, и отказ от православия для него был равносилен измене Родине. История говорит, что Никитину повезло: за него заступился кто-то влиятельный, и ислам принимать не пришлось.

Долгая дорога домой

В Индии Никитин посетил несколько городов, которые заинтересовали его базарами, и пришел к выводу, что местные перец и краски можно было бы выгодно продать в России, но доставить их туда нереально из-за высоких пошлин. Так что за время жизни в экзотической стране Афанасий ничего не заработал, совершив только одну сделку — продал коня, да и то себе в убыток, однако же накопил целый ворох впечатлений. Через три года Никитин страшно затосковал по родине и отправился домой. Он совсем немного не дошел до Твери.

Путешественник умер под Смоленском. В последние минуты жизни он передал купцам, которые следовали вместе с ним, сверток с подробными описаниями всего того, что увидел за годы странствий. Торговцы вручили манускрипт московскому дьяку Василию Момыреву, который воспроизвел ее в летописном своде под названием «Хождение за три моря».