Животное электричество

Важным в науке XVIII в. стало открытие тесной связи электричества и тела. Ранние эксперименты в этой области захватили воображение публики и в итоге привели к пониманию механизма работы нервов и мышц.

Роль нервной системы в контролировании организма заметили еще в древности при вскрытиях и опытах с живыми животными. Но связь между нервами и электричеством установили только в 1700-х гг. Проводить первые опыты было непросто, поскольку стабильного напряжения добиться не удавалось, пока в 1800 г. итальянец Алессандро Вольта не изобрел электрическую батарею. Посему в распоряжении имелись только короткие разряды статического электричества — например, от молниеотвода в грозу. Из нескольких ученых-первопроходцев, занимавшихся «животным электричеством», самым успешным считают Луиджи Гальвани (1737-1798). Публику поразили его детально описанные эксперименты, в том числе заставлявшие шевелиться мертвых лягушек. Некоторые опыты, на первый взгляд, доказывали, что электричество производят сами животные. Гальвани, сам того не понимая, превращал лягушек в электрический накопитель, прилаживая к ним проволоку из разных металлов.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ СКАТ

Один из видов животного электричества был хорошо известен с древности — разряды электрических рыб, в том числе скатов.. При помощи видоизмененных мышечных клеток эти родственники акулы вырабатывают электрический ток. Научное название отряда Torpediniformes восходит к латинскому глаголу torpere — «быть в оцепенении». Именно это произойдет с вашей рукой, если потрогать ската. Рыбу когда-то назначали в качестве лекарства от головной боли. Некоторые тропические пресноводные рыбы, в том числе электрические угорь и сом, также производят высоковольтные разряды.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ СКАТ

Последующие достижения

Гальвани думал, что «животное электричество» отличается от прочих видов. Но когда была изобретена электрическая батарея, от идеи использовать животных отказались, поскольку это было не так сподручно. Тем не менее, термин «гальваническое электричество», то есть такое, которое было получено химическим способом, носит имя исследователя. Вскоре после смерти Гальвани его племянник Джованни Альдини произвел сенсацию в Лондоне, пропустив ток от электрической батареи через бездыханное тело повешенного убийцы, и тот стал двигать конечностями и корчить страшные рожи — в зависимости от того, куда Альдини присоединял контакты.

Один из опытов Гальвани
Один из опытов Гальвани показывает, как реагируют лапки лягушки в зависимости от того, куда экспериментатор присоединяет металлические электроды.

Впоследствии ученые продолжили работу Гальвани и Альдини. Немецкий физиолог Эмиль Дюбуа-Реймон показал в 1843 г., что импульс действительно действует на живой нерв и что электрический заряд проходит по нему подобно волне, или нервному импульсу. Если нерв соприкасается с мышцей, импульс заставляет ее сокращаться. Идея о том, что клетки — это кирпичики организма, также сыграла положительную роль. Ученые поняли, что нервные волокна состоят из множества похожих на проволоку нервных клеток, расположенных параллельно. В ХХ в. было найдено объяснение биохимическим причинам электричества — потенциалу действия.

ФРАНКЕНШТЕЙН

Мэри Шелли, автор знаменитого романа «Франкенштейн, или Современный Прометей», опубликованного в 1818 г., описывая, как доктор Франкенштейн оживил свое чудовище, электричество не упоминала, хотя в некоторых экранизациях показывают именно такой способ. Тем не менее позже писательница признала, что ее вдохновили опыты Луиджи Гальвани и Джованни Альдини — особенно эксперименты последнего с казненными преступниками.

ФРАНКЕНШТЕЙН