Нейроны

В 1820-х гг. биологи обнаружили, что мозг состоит из разветвляющихся клеток, которые впоследствии назвали нейронами. Чтобы разобраться, как они устроены, потребовался целый век.

нейроон
Все нейроны имеют схожую структуру. Ядро находится в теле клетки, которое имеет сотни дендритов и один аксон. Аксон передает информацию от клетки дендритам соседних клеток в виде электрических импульсов

Революционным изобретением, позволившим исследовать нервные клетки, были ахроматические линзы для микроскопа. Они фокусировали свет любого цвета, что давало самые четкие из когда-либо виденых изображений тканей мозга при максимальном увеличении. Мозг резали на кусочки ножом или разделяли на тонкие фрагменты пинцетом. Когда у ученых появился такой микроскоп, они впервые увидели клетки мозга, по крайней мере, наиболее крупные из них. Плотность мозговых клеток так высока, что было неясно, где заканчивается одна и начинается другая. Однако границы все же смогли рассмотреть три анатома, работавшие независимо: Христиан Готфрид Эренберг, Габриэль Валентин и Ян Эвангелиста Пуркинье. Рисунки Пуркинье, изучавшего крупные клетки в мозжечке, были лучшим отчетом об открытиях. Его иллюстрации немного похожи на головастиков или рыб с разветвляющимися и скрученными хвостами.

В 1872 г. клеточный биолог Камилло Гольджи (его имя носит одна из органелл клетки) усовершенствовал механизм изучения нейронов: он стал подкрашивать образцы специальным красителем. Несколько лет спустя немецкий врач Бернхард фон Гудден изобрел микротом — приспособление, которое разрезало мозг на ультратонкие слои, и тогда стало возможным увидеть отдельные нейроны. Но ученые не сошлись в интерпретации увиденного.

клетки мозжечка
Изображение клетки мозжечка, названной в честь ее открывателя Яна Эвангелисты Пуркинье. Рисунок сделан Сантьяго Рамон-и-Кахалем, который в 1890-х гг. изучал строение нейрона

Клетки, казалось, имеют не один «хвост», а множество, и все они окружали тело клетки, или сому. Большинство ответвлений были короткими, и их назвали дендритами. А одно оказалось толще и куда длиннее. Сначала его назвали осевым цилиндром, но сегодня мы знаем его как аксон. Некоторые исследователи, в их числе и Гольджи, считали, что аксон соединен с дендритами соседних клеток. Тогда мозг и нервы, которые проходят через тело, образуют огромную единую сеть. В 1890-х гг. испанский ученый Сантьяго Рамон-и-Кахаль обнаружил, что все клетки существуют отдельно друг от друга, а в 1897 г. английский биохимик Чарльз Шеррингтон показал, что между нейронами нет физической связи. Они сообщаются посредством электрических импульсов, которые проходят по аксону и передаются соседней клетке химическими медиаторами, проходящими через синапс — место контакта.