Динозавры: причины исчезновения

Этот вопрос полторы сотни лет волновал ученых, являя собой одну из величайших загадок нашей планеты: почему вымерли динозавры? Тайна их гибели также интересует несколько поколений далеких от науки наблюдателей. На текущий момент воздвигнут целый пантеон гипотез.

динозавры вымерли

В те далекие времена не только динозавры стали жертвами непонятных изменений. 65 млн лет назад один за другим стали исчезать многие виды живых существ, полностью вымерли летающие пресмыкающиеся, водоплавающие рептилии и многие другие виды.

Одна из наиболее реалистичных теорий утверждает, что динозавры, как и другие виды живых существ, стали жертвой непонятного изменения климата, их среда обитания кардинально поменялась и стала полностью непригодна для жизни некоторых классов организмов. Другая популярная теория утверждает, что динозавры вымерли по вине упавшего на Землю астероида, который 65 млн лет назад столкнулся с Землей, что привело к страшнейшей катастрофе. И у этой теории есть веские подтверждения.

Ученые исследовали слои земной коры и обнаружили в ней в большой концентрации иридий, который встретить на Земле сложно. Его главные источники — кометы и астероиды, которые и приносят этот элемент на нашу планету. Безусловно, иридий присутствует на Земле, но в ее ядре, где он оказался в период формирования планеты. Однако этот элемент был обнаружен в древнейшем глинистом слое, причем по всей планете. Такая находка говорит о том, что давно на Землю упало крупное космическое тело.

По предположениям ученых, события развивались следующим образом. Огромный астероид, диаметром более 10 км, на огромной скорости (предположительно 100 тыс. км/ч) врезался в нашу планету, образовав гигантский кратер (до 160 км в диаметре). При таком страшном столкновении сотни пород и веществ взлетели в воздух, окутав всю планету облаком пыли и пепла. Со временем оно осело на поверхность планеты, о чем и свидетельствует наличие редких веществ в древнейших слоях почвы. Облако пыли было настолько плотным, что сквозь него не могли пробиться лучи солнца, и это продолжалось годами. Вместе с тем упала и температура воздуха, что стало губительным для многих видов животных и растений, которые и так задыхались от пыли. Первыми жертвами катастрофы стали все, кто находился в радиусе падения астероида. После наступления «вечной ночи» стали погибать растения, а вслед за ними и травоядные. Хищники продержались немного дольше, но погибли вслед за исчезновением доступной пищи.

Но есть и много аспектов, которые заставляют задуматься. Почему не все виды растений и животных вымерли, ведь света и тепла не хватало всем, а изменения в климате случились резко? Почему птицы не стали жертвой катаклизма, ведь именно их среды обитания коснулись наиболее сильные изменения? На эти вопросы нет точного ответа. Странным кажется и то, что динозавры вымирали на протяжении миллиона лет, а не сразу после катаклизма. За такой огромный промежуток времени все негативные изменения после падения астероида уже могли быть нейтрализованы.

динозавры вымерли

У этой теории есть и ряд неопровержимых доказательств. Прежде всего, это гигантский кратер, который расположен на полуострове Юкатан. После исследования было установлено, что его возраст достигает 65 млн лет. Это совпадает с тем временным периодом, когда вымерли динозавры. Другое подтверждение — окаменелости листьев той эпохи. Детальное их изучение доказало, что они замерзли, и произошло это в июне. Такое могло случиться только в том случае, если похолодание наступило резко, и оно было значительным.

Но присутствие иридия в слоях грунта можно объяснить и по-другому. Он мог быть доставлен на поверхность земли вместе с лавой при извержении вулкана, а по всей планете он разнесся вместе с пеплом. В те далекие времена на Земле было огромное количество действующих вулканов, и именно они могли стать причиной вымирания животных, закрывая от всего живого свет и тепло облаками пепла. Это довольно правдоподобная теория о причине вымирания динозавров.

В 1982 г. офтальмолог Л. Р. Крофт предположил, что причиной вымирания динозавров стало слабое зрение. При длительном тепловом воздействии катаракта развивается быстрее, и Крофт решил, что динозавры с рогами или причудливыми гребнями на голове использовали эти «украшения» для защиты от безжалостного солнца мезозойской эры. Тем не менее даже это не спасло глаза динозавров, и они в конце концов теряли зрение до наступления половой зрелости.