Динозавры

Динозавры (от древнегреческого «ужасный ящер») — надотряд наземных позвоночных животных, доминировавших на Земле в мезозойскую эру — в течение более 160 млн лет, начиная с позднего триасового периода (приблизительно 225 млн лет назад) до конца мелового периода (66 млн лет назад), когда большинство из них стало вымирать во время крупномасштабного исчезновения многих разновидностей животных и растений в относительно короткий геологический период истории. Ископаемые останки динозавров обнаружены на всех материках планеты.

Динозавры

Термин «динозавр» придумал в 1842 г. английский биолог Ричард Оуэн, поскольку первые из найденных окаменелые останки древних ящеров поражали воображение ученых своими размерами.

Классификация динозавров

Ныне палеонтологами описано более 500 различных родов и более чем 1000 различных видов, которые делятся на два отряда: птицетазовые и ящеротазовые. Они, в свою очередь, делятся на подотряды, затем на инфраотряды.

Классификация динозавров

Эволюция ящеротазовых

Первые ящеротазовые динозавры были хищниками. Они бегали на сильных задних лапах, а передние использовали, чтобы хватать добычу. Их называют цератозаврами. От этих хищников произошли гигантские растительноядные динозавры с длинными шеями. Для передвижения они стали использовать все четыре ноги. Таких динозавров назвали прозауроподами. Эти гиганты развивались и совершенствовались. В результате от них произошел новый инфраотряд — зауроподы, что в переводе с латинского языка значит «ящероногие».

Орнитоподы

Первые птицетазовые динозавры были растительноядными. Они передвигались в основном на двух ногах, которые по строению очень напоминали птичьи. Поэтому их так и назвали — птиценогими или орнитоподами. Со временем они развивались и становились крупнее. В результате появились все остальные группы птицетазовых динозавров.

Цератопсы

Цератопс

Инфраотряд цератопсов легко узнать по массивным головам, короткой шее, рогам и изогнутой морде, похожей на клюв. В переводе с латинского языка их название означает «рогатое лицо». Цератопсы были разных размеров, но большинство — ростом с быка или даже со слона. Они могли весить несколько тонн, так что далеко не каждый хищник рисковал сражаться с таким грозным противником. Самый яркий представитель этого инфраотряда — трицератопс.

Стегозавры

Стегозавров легко узнать по шипам на хвосте и пластинкам на спине. Ученые выдвигают разные предположения, зачем они были нужны динозаврам, но однозначно ответить на этот вопрос пока не смогли. Весь инфраотряд назван в честь самого известного представителя — стегозавра.

Стегозавры

Пахицефалозавры

Характерная особенность пахицефалозавров — крепкий череп с костяными наростами в области темени. У самых крупных динозавров он был толщиной 20—25 см. Весь инфраотряд назван в честь самого хорошо изученного представителя — пахицефалозавра.

Пахицефалозавр

Анкилозавры

Анкилозавров можно назвать бронированными танками своего времени. Их тела были покрыты твердыми пластинами, костными наростами и шипами. Эти динозавры передвигались на четырех крепких, но коротких лапах. Самый известный представитель инфраотряда так и называется — анкилозавр.

Анкилозавр

Чем питались динозавры?

Динозавры ели такую же пищу, как и современные животные. Среди них были хищники, питающиеся только мясом, и любители растений, которые так и называются — растительноядные. Ученые часто определяют, чем питались динозавры, по окаменелым остаткам пищи в их желудках. Например, такие сведения удалось получить о компсогнате, дейнонихусе и бариониксе. Их останки были найдены с полными желудками.

Однако о питании большинства динозавров ученым приходится догадываться по зубам. У плотоядных ящеров — длинные и острые зубы для разрывания и пережевывания мяса. Растительноядные динозавры ели в основном листву, поэтому у них короткие и ровные зубы, которые отлично подходят для перемалывания и перетирания пищи. Такие же отличия между острыми клыками волка и плоскими зубами овцы.

Хищники

Большинство плотоядных динозавров добывали себе пищу на охоте. Они нападали на растительноядных животных и даже друг на друга. Некоторые слабые хищники питались насекомыми. А были и такие динозавры, которые ели в основном падаль. Они питались уже умершими животными и старались в открытую не нападать на других ящеров. К хищным динозаврам относятся, например, тираннозавр, аллозавр и дейнонихус.

Растительноядные динозавры

Растительноядные динозавры питались листвой деревьев, высокими растениями, кустарниками и папоротниками. Они были в основном спокойными ящерами и не нападали на других животных первыми, но могли обороняться. К растительноядным динозаврам относятся, например, диплодок, стегозавр и паразауролоф.

Всеядные динозавры

Некоторых динозавров нельзя однозначно отнести к категории плотоядных или растительноядных. Они питались всем, что могли найти: мясом, растениями, яйцами. Таких животных, которые могут есть любую пищу, называют всеядными. В качестве примера всеядных динозавров можно назвать орнитомима, овираптора и галлимима.

Отчего вымерли динозавры?

Динозавры вымерли около 65 млн лет назад. Вместе с ними исчезли летающие и водные рептилии, некоторые моллюски и рыбы, а также многие другие существа. Ученые до сих пор не знают, почему одни виды животных вымерли, а другие выжили. Например, исчезли древние морские крокодилы, а те, которые обитали в реках, продолжали жить. Летающие рептилии исчезли, но птицы не пострадали, а, наоборот, развились и распространились по всей планете.

Изменение климата

Ученые выдвигают разные версии о том, почему животные неожиданно стали массово вымирать. Некоторые из них предполагают, что на Земле начался долгий период времени, когда по всей планете извергались вулканы. Они наполнили воздух огромным количеством пыли и пепла, поэтому солнечные лучи не могли обогревать землю. Тогда погибли многие растения и стало очень холодно.

Динозавры зимой

Известно, что в период вымирания динозавров на планете действительно изменился климат. Стали чередоваться времена года, а холоднокровные рептилии способны были существовать только в постоянно теплом климате. Так что они могли не выдержать морозов.

Однако это не объясняет, почему вместе с рептилиями вымерли другие животные и климат на Земле вообще стал меняться.

Ужасная катастрофа

По самой распространенной гипотезе, климат на Земле изменился из-за падения гигантского метеорита в районе мексиканского полуострова Юкатан. Его удар о поверхность нашей планеты можно сравнить по силе со взрывом 100 млн водородных бомб. Метеорит при падении выбил горные породы и поднял в воздух огромное количество пыли и грязи.

После удара начались пожары, длившиеся несколько дней и оставившие в воздухе много пепла. Все это вызвало плотное облако вокруг Земли. Поначалу климат стал очень жарким, но пылевая оболочка слабо пропускала солнечный свет, поэтому на планете сильно похолодало. Многие животные и растения пострадали от таких неожиданных изменений климата.

Насколько быстро исчезли динозавры?

Некоторые ученые предполагают, что древние рептилии, которые жили на территории Северной и Южной Америки, то есть ближе всего к месту падения метеорита, вымерли в первую неделю после удара. Но окончательно динозавры исчезли с лица земли только через 100 000 лет после катастрофы.