Биосфера

Жизнь существует на суше и в океанах, в почвах, на камнях и высоко в атмосфере. Область планеты, заселенная живыми существами, называется биосферой. Этот термин, главный в современной экологии, придумал австрийский геолог Эдуард Зюсс.

Воздух, почва, камни, ледники и озеро
Воздух, почва, камни, ледники и озеро на этом горном пейзаже наполнены жизнью и являются частью биосферы

Биосфера Земли простирается от Арктики до Антарктики, от глубоких недр до нижних слоев атмосферы — там, на высоте 64 км были обнаружены микробы. Живые существа населяют океаны, в том числе впадины глубиной до 8 530 м, а одноклеточные организмы встречаются в почве и горных породах на глубине по меньшей мере 19 км. Но на дне океана темно и холодно, а в верхних слоях атмосферы содержится мало кислорода. Поэтому жизнь в основном распространена на относительно узком участке: между отметкой в 500 м ниже уровня океана и 6 км над поверхностью земли. По сравнению с размерами планеты этот слой невероятно тонкий. Если представить себе яблоко размером с Землю, биосфера была бы кожицей этого яблока.

Насколько нам известно на сегодняшний день, жизнь, то есть биосфера, имеется только на нашей планете. Для известных нам форм жизни необходимы энергия Солнца, вода и атмосфера, содержащая кислород. Кроме того, Земля находится на подходящем расстоянии от Солнца: так обеспечивается комфортная температура. Возможно, в будущем мы обнаружим жизнь на других планетах или спутниках, в Солнечной системе или в системах других звезд.

Эдуард Зюсс