Венера

Венера, вторая планета Солнечной системы, по своим параметрам очень похожа на Землю. Расстояние до Солнца равно 108,2 млн км (0,72 а.е.).

Венера. Фото НАСА

Средняя температура венерианской поверхности — 460°С. Это существенно превышает температуру поверхности Меркурия, находящегося вдвое ближе к Солнцу. Причина — парниковый эффект, создаваемый плотной атмосферой планеты. Радиус Венеры 6051,8 км почти не отличается от земного (95%), масса 4,87 ⋅ 1024 кг и средняя плотность 5,24 г/см3 тоже близки к земным (81,5% и 95%).

Венера движется практически по круговой орбите в ту же сторону, что и другие планеты, причем орбита у нее самая «круглая» из всех планет Солнечной системы. Скорость орбитального движения Венеры равна 35 км/с, и планета совершает один оборот вокруг Солнца за 224,7 земных суток. Период вращения Венеры вокруг своей оси превышает период обращения планеты вокруг Солнца и равен 243 суткам. Вращается Венера с востока на запад, т. е. в направлении, противоположном направлению вращения Земли и большинства других планет, поэтому Солнце на Венере восходит на западе. Ось вращения планеты отклонена от перпендикуляра к плоскости орбиты на 2°. Естественных спутников Венера не имеет.

Считается, что Венера, как и другие планеты земной группы, состоит из коры приблизительно 16 км толщиной, мантии — силикатной оболочки, простирающейся вглубь на 3300 км и покрывающей железное ядро, масса которого составляет около четверти массы всей планеты, а плотность вещества в самом центре предположительно достигает 14 г/см3 . Собственного магнитного поля у Венеры не найдено.

Из всех планет земной группы Венера обладает самой массивной газовой оболочкой: ее атмосфера в почти в 100 раз массивнее земной. Венерианский воздух на 96,5% состоит из углекислого газа и на 3,5% — из азота, а небо на Венере имеет яркий желто-зеленый оттенок. Такое большое количество СO2 объясняется тем, что (в отличие от нашей планеты) на Венере нет растений или какой-нибудь другой органической жизни, которая могла бы его перерабатывать.

Поверхность Венеры состоит преимущественно из каменистых пород: базальтовой лавой покрыто 90% планеты. По геологическим меркам она молода — средний возраст венерианской поверхности оценивается в 500 млн лет. В состав пород, обнаруженных на планете, входят оксиды кремния, алюминия, магния, железа, кальция и других элементов. Большая часть Венеры покрыта холмистыми равнинами, но на планете также обнаружены обширные возвышенности (на них приходится всего 8% поверхности планеты) и низменности, отдельные горные массивы, ударные кратеры и тысячи погасших древних вулканов высотой от 1 до 6 км. На Венере есть необычные формы рельефа, которых нет на других планетах: пересечения хребтов и долин, похожие на паркет, а также впадины овальной формы с приподнятой центральной частью, окруженные валами.

Вулкан на Венере

Верхняя граница воздушного слоя Венеры лежит на высоте 250 км, давление у поверхности планеты превышает 90 атм. Сочетание сверхвысоких давления и температуры приводит к тому, что основные компоненты венерианской атмосферы — углекислый газ и азот — по плотности почти не отличаются от жидкости. Древние извержения вулканов на Венере привели к тому, что в ее атмосфере содержится большое количество серы, и венерианские облака в основном состоят из капелек концентрированной серной кислоты. Глубина облачного покрова в некоторых местах достигает 50 км. Помимо углекислого газа и азота в воздухе Венеры есть водяной пар, диоксид серы, аргон, неон, гелий и криптон, соляная и плавиковая кислоты. У самой поверхности атмосфера Венеры практически неподвижна, но на высотах порядка 60 км в ней дуют постоянные ураганные ветры, скорость которых достигает 100 м/с и быстро уменьшается с увеличением высоты. Вращение облачного слоя происходит в ту же сторону, что и вращение планеты (с востока на запад), и ветер огибает ее за 4–5 земных суток.