Обсерватория

Обсерватория (от латинского «наблюдение») — сооружение или место, оборудованное научными приборами для постоянного наблюдения за различными объектами в космосе. Астрономические обсерватории человек строил еще в каменном веке: Стоунхендж в Британии и Гозекский круг в Германии — эти и подобные сооружения насчитывают уже несколько тысяч лет.

Древние обсерватории

Одним из старейших обнаруженных астрономических сооружений является Гозекский круг возле немецкого г. Гозека. Он был сооружен примерно в 4900 г. до н. э., то есть ему около 7000 лет! Гозекский круг состоит из нескольких концентрических рвов диаметром 75 м. Рвы окружают два кольца деревянного частокола, в которых имеются трое ворот. Расположение ворот таково, что в определенные дни наблюдатель, стоящий в центре, может видеть через разные ворота сначала восход, а затем заход солнца. Гозекский круг использовался для астрономических наблюдений и составления календаря.

Гозекский круг

Современные обсерватории

С появлением оптических телескопов строительство обсерваторий вышло на новый уровень.

Обсерватории с оптическими телескопами оборудуются особым шарообразным куполом, под которым укрывается телескоп. На куполе имеется раздвижная щель, открываемая для проведения измерений.

Обсерватория острова Мальта

На южном побережье острова Мальта в Средиземном море обнаружен каменный комплекс Мнайдра. Он сооружен примерно в 4-м тысячелетии до н. э., примерно 6000 лет назад. Поначалу считалось, что это обычный храмовый комплекс. Однако недавние исследования показали, что храм имеет астрономическую ориентировку и что это, прежде всего солнечный календарь и астрономическая обсерватория, а уж потом храм. В частности, его конструкция позволяет прогнозировать не только дату, но и время солнцестояния с удивительной для древних точностью.

Комплекс Мнайдра

Старейшая в Европе

Первые обсерватории строились как настоящие храмы науки. Одна из старейших — Гринвичская королевская обсерватория — была организована в 1675 г. в замке Гринвич. Изначально в этой обсерватории использовались механические инструменты, а телескоп там был установлен в 1893 г. Сегодня гринвичский телескоп с диаметром линзы 71 см — крупнейший рефрактор в Великобритании.

Гринвичская королевская обсерватория