Карликовая планета

Карликовая планета — это небесное тело, которое обращается по орбите вокруг Солнца; имеет достаточную массу для того, чтобы, в отличие от малых тел Солнечной системы, под действием сил гравитации поддерживать близкую к сферической форму; не является спутником планеты и не может, в отличие от планет, освободить свою орбиту от других объектов.

Плутон

5 января 2005 г. группой астрономов был открыт космический объект, очень похожий на Плутон, — Эрида. Перед учеными встала дилемма. Если Плутон — девятая планета нашей системы, то Эриде суждено стать десятой. В июле 2005 г. нашли еще две «недопланеты»: Макемаке и Хаумея. Стало понятно, что в поясе Койпера, возможно, находятся десятки подобных космических тел. Поэтому ученые решили: вместо того чтобы постоянно наращивать список планет Солнечной системы, все небольшие небесные тела типа Плутона и Эриды зачислять в новый класс карликовых планет.

Эрида

Эрида — вторая по размеру после Плутона, но самая массивная карликовая планета Солнечной системы. По оценкам, ее масса — 1,67 • 1022 кг, что почти на треть превышает массу Плутона. Диаметр Эриды составляет 2330 км — всего 0,18 земного диаметра. До открытия в 2003 г. планеты Седна Эрида считалась самой далекой от Солнца — от нее до звезды 10,18 млрд км (68,05 а. е.). Период обращения Эриды вокруг Солнца — 561,34 земного года.

Макемаке

Третья по величине карликовая планета Солнечной системы Макемаке названа в честь создателя человечества и бога изобилия в мифологии рапануйцев — коренных жителей острова Пасхи. Диаметр Макемаке — 1470 км (0,12 земного диаметра), расстояние от Солнца — 6,8 млрд км (45,44 а. е.), период обращения вокруг Солнца — 306,28 земного года.

Хаумея

Одна из самых странных планет-карликов получила название Хаумея в честь гавайской богини плодородия. Эта четвертая по величине карликовая планета Солнечной системы имеет форму мяча для регби. Ее размеры — 1960x1518x996 км, расстояние от Солнца — 6,43 млрд км (43 а. е.), период обращения вокруг Солнца — 282 земных года.

Церера

Один из четырех крупнейших объектов Главного пояса астероидов, Цереру, относят не к астероидам, а к карликовым планетам. Это самая маленькая из всех известных карликовых планет Солнечной системы. Ее масса — 9,43 • 1020 кг, диаметр — 950 км (0,075 земного диаметра). Расстояние от Солнца составляет 412 млн км (2,76 а. е.), а период обращения вокруг него — 4,6 земного года.