Эдмонд Галлей

Первую научную работу английский астроном, математик и геофизик Эдмонд Галлей (1656–1742) опубликовал в 1676 г., в ней рассматривались орбиты Юпитера и Сатурна. Вместе с работой 1693 г. об орбите Луны эти труды впервые поставили перед астрономами проблему устойчивости Солнечной системы. В 1676–1678 гг. Галлей совершает свою первую научную экспедицию (на остров Святой Елены), где составляет включавший 360 звезд первый каталог звезд южного неба. В 1677 г. Галлей предложил и применил новый метод определения расстояния до Солнца по наблюдениям прохождения по его диску Меркурия.

В 1714 г. Галлей первым высказал идею, что болиды — это результат встречи Земли со случайными сгустками космической материи (до того их считали воспламеняющимися земными испарениями). В 1718 г. он открыл собственное движение звезд, сравнивая их положения, приведенные в каталоге Птолемея, с современными ему значениями. Как геофизик он провел первые обширные исследования магнитного поля Земли и составил первую «Генеральную карту вариаций компаса» (1701). Он первым привлек внимание астрономов к туманностям, сделав в статье 1716 г. вывод о том, что это самосветящиеся космические объекты (а не уплотнения небесной тверди, отражающие солнечный свет, как считали древние астрономы), размеры которых не меньше размеров Солнечной системы.

Прохождение тени Луны над Великобританией во время солнечного затмения 1715 г.
Прохождение тени Луны над Великобританией во время солнечного затмения 1715 г., которое было предсказано Галлеем. В преддверии этого астрономического явления он составил эту карту, которая разошлась с наблюдаемым прохождением тени чуть более чем на 30 км.